Журналист Татьяна Гончаренко
Роман об истории анархистов уже продается в московских книжных магазинах. Автор – москвичка Наталья Александровна Арская, подробно изучила историю движения анархистов и написала художественный роман, в котором, в том числе — незабытые страницы истории своей собственной семьи.
Книга о событиях, происходивших на территории Екатеринослава в начале 20 века, называется «Рыцари свободы». Она о коммунистах-анархистах, любви и политике. Автор романа, Наталья Арская, подошла к написанию книги основательно: архивы ФСБ и госархивы России были основательно проштудированы. В результате получилась интеллектуальная проза для любителей исторической справедливости. Роман про любовь большевика и анархистки читатели могут прочитать на сайте писателя Наталии Александровны Арской http://arskayanataliya.ru/ . Наш журналист пообщался с автором о том, как родилась эта книга и к чему она призывает.
– Почему действие книги происходит в Днепропетровске? Вы жили в нашем городе?
– К сожалению, я никогда не была в вашем городе. Здесь в начале 20-го века жили в молодом возрасте мои дедушка и бабушка: Николай Доленко и Елизавета Тиновицкая. Тогда они, видимо, состояли в гражданском браке, так как в 1908 году, попав в тюрьму, их обоих при допросах называют «сожителями». Дедушка в те годы и два его родных брата (Сергей и Михаил) учились в Екатеринославском высшем горном училище. Они активно занимались партийной работой и, как отмечают документы Департамента полиции от 1904 года, были зачинщиками революционной смуты среди студентов. В 1906 году Николай и Сергей были арестованы за гектографирование листовок на своей квартире. В саду их дома в Ромнах были обнаружены закопанные в землю печатный ручной станок, шрифт и типографская краска. Родным удалось освободить их обоих под залог до суда, заплатив за каждого по 400 руб. Оба брата тогда состояли под надзором полиции как члены Полтавской организации РСДРП.
— Расскажите о себе, кто вы по образованию?
– По профессии я – журналист. В 1968 году окончила факультет журналистики МГУ и около 40 лет проработала в СМИ, в том числе в пресс-центре тогдашнего Министерства газовой промышленности СССР и журнале «Гражданская авиация». За эти годы я объездила значительную часть Советского Союза, несколько раз была в Киеве, Львове, Виннице, Одессе, но, к сожалению, не удалось побывать в близких мне городах Ромнах, Полтаве и Днепропетровске.
— Почему темой для книги вы выбрали анархизм?
— Это связано с тем, что я стала заниматься историей своей семьи, о которой плохо знала, и случайно обнаружила в интеренете, что мои дедушка и бабушка, которых я всегда считала большевиками, были еще и анархистами. В марте 1908 года они были арестованы в Екатеринославе как члены Боевого интернационального отряда и числилсь в нем казначеями, которые выдавали деньги членам отряда на покупку пикрина и других взрывчатых веществ. Это меня буквально потрясло.
Получилось так, что мои родители – отец и мать рано погибли во время ВОВ, воспитывала меня мать моего отца. Родственников у меня было мало, и мои сведения о всех моих предках были весьма скудные. В фондах особого отдела Департамента полиции Российского государственного архива я обнаружила много интересного материала о своем дедушке Николае Доленко, и всей его семье, за которой полиция неустанно следила в течение долгих лет, даже когда Николай жил за границей, о Боевом интернациональном отряде Борисова и других анархистах. Сохранились копии писем Николая к отцу и своим товарищам из Женевы, Цюриха, Парижа и России, прошения матери Николая, Елены Доленко, к Столыпину и Михаила Доленко – к сенатору Макарову об их выпуске под залог. У меня в руках оказался богатый материал о моих бабушке и дедушке, и я решила попробывать написать о них роман, задумав сразу три книги. Первую – об их жизни в Екатеринославе, далее – о загранице, переходе Николая на сторону анархистов-синдикалистов и третью – об их возвращении в Россию в 1917 году, противостоянии анархистов большевикам, аресте бабушки и дедушки в 1920 году за связь с Махно и т.д. Об их втором аресте есть материалы уже в фондах ФСБ. Таким образом, прототипами моих главных героев стали мои родные дедушка и бабушка, и эту книгу я посвятила им.
– Вы поддерживаете идеи анархизма? Ваши герои действуют достаточно радикальными методами… Возможно, книга – это скрытый призыв в действию?
— Мне близки и понятны идеалы анархистов о свободе личности и уничтожении любого насилия над человеком. Однако с высоты сегодняшнего дня их мечты о свободных коммунах и федерациях выглядят полной утопией, остается только удивляться, как они сами этого не видели. Не видел этого и мой дед, когда вернулся из эмиграции в Россию после февральской революции 1917 года и стал инициатором проведения в Харькове анархистского съезда 17 городов Украины и юга России, а впоследствии — одним из организаторов создания на Украине КАУ «Набат».
В начале 20-го века многие анархисты предпочитали бороться с самодержавием и буржуазией радикальными способами – террором. Другие товарищи их резко за это критиковали, поэтому в анархистской среде и прессе об этом шли постоянные дискуссии. В романе все это отражено, но я как автор только описываю события той бурной эпохи, ни в коей мере, не поддерживая экстремистские взгляды и теракты моих героев. Так же, как, наверное, никому не придет в голову обвинять Достоевского, что он идеализирует своих героев в «Бесах» или призывает следовать примеру Кириллова покончить, когда ему прикажут, жизнь самоубийством.
В романе достаточно людей, которые осуждают террор. К этой мысли, например, в 1905 году приходит один из героев, белостокский анархист Мишель Штейнер, об этом говорит другой герой, анархист-синдикалист Новомирский, на глазах которого произошел взрыв в кафе Либмана в Одессе в декабре 1905 года и другие товарищи – анархисты и их политические противники.
Террором занимались почти все партии, в том числе и большевики. На совести только эсеров – сотни крупных политических фигур: министров, губернаторов, великих князей, судей, генералов и др. Сюда еще надо добавить и боевиков «Союза русского народа». Столичные и периферийные газеты тех лет пестрят сообщениями об избиении «союзниками» евреев в домах, лавках и просто на улицах. Они убили трех депутатов Государственной думы, в том числе доктора Караваева в Екатеринославе. Такое это было тогда время.
После поражения первой русской революции многие анархисты считали, что пора уходить от индивидуального террора и обратиться лицом к народным массам, вести среди них постоянную пропагандистскую работу. Новомирский (не в моем романе, а в жизни) считал, что чернознаменцы и безначальцы загубили русское анархистское движение, называя их отпрысками чисто буржуазного либерализма. «Это взбесившиеся либералы, – писал он в одной из своих работ. – Их мнимый коммунизм – чисто буржуазный индивидуализм, а их терроризм – ненасытная мстительность обиженных судьбой людей. Оттого на устах носителей этого течения всегда горит слово «ненависть». Чернознаменцы и безначальцы гордились своей ненавистью к буржуазии».
— Анархизм и коммунизм – понятия несовместимые. Как вам удалось объединить их? Что в них общего?
— Анархисты, как и большевики, мечтали о социальной революции, но у них были разные цели и задачи. На первом же этапе и те и другие боролись с самодержавием, полицией, буржуазией, хозяевами предприятий, провокаторами. Они выступали в одних и тех же аудиториях, иногда проводили вместе митинги, вели публичные дискуссии, стараясь переманить людей на свою сторону. Недаром очень многие, даже известные впоследствии анархисты, сначала побывали в социал-демократах, потом дружно, чуть ли не целыми группами, как рассказывает Махно в воспоминаниях о Николае Рогдаеве, переходили к эсерам, а – затем к анархистам. Они все жили рядом, в одном городе, критиковали друг друга на митингах и в листовках, но иногда и помогали друг другу (особенно эсеры и анархисты) оружием, организовывали совместные побеги своих товарищей из тюрем и экспроприации. История Екатеринослава этого периода необыкновенно интересна.
— В книге много исторических деталей – вы, наверное, проделали громадную работу, чтобы ее написать. Как долго вы работали над книгой?
– Я уже упоминала, что нашла много интересного материала в фондах Российского государственного архива. Его дополнили документы ФСБ о деятельности анархистов после революции 1917 года. С анархизмом я была плохо знакома, поэтому пришлось основательно входить в тему, читать специальную литературу. В основном же я черпала сведения из анархистских журналов, газет и статей известных анархистов того времени. На первую книгу ушло 4 года. За это же время были частично написаны второй и третий тома. Но предстоит еще много работы в архивах, так как по второй, зарубежной жизни моих героев и деятельности там русских анархистов-синдикалистов в период 1908 – 1917 года информации практически нет.
— Ваша книга – не просто чтиво для отдыха, это интеллектуальная проза для узкого круга населения, вы с этим согласны? Какой вы видите вашу целевую аудиторию?
– Мне трудно судить о своем произведении. Во всяком случае, я его задумывала как художественное произведение, а не исторический учебник и думаю, что специалистов он заинтересует меньше всего. В нем есть вымысел, обобщенные образы, лирические отступления, события, связанные с личной жизнью героев, показаны их трагедии и переживания. Я стремилась показать судьбы своих героев и уже через них – их революционную деятельность. Мне пришлось несколько раз переписывать начало книги, так как оно все время сводилось к созданию анархистской группы, а мне не хотелось развивать эту тему. Надеюсь, найдет дорогу к широкому кругу читателей.
— Какой, на ваш взгляд, главный позыв вашего романа?
– Правдиво рассказать о том, что представлял собой анархизм в России, даже если эта правда не всегда лицеприятна. Особенно это касается послеоктябрьских событий 1917 года, когда многие товарищи перешли на сторону большевиков.