Павел Арский

Павел Александрович Арский (1886, деревня Королево Юхновского уезда Смоленской губернии – 1967, Москва ). Поэт, драматург, работник Пролеткульта. Дед Наталии Арской по отцовской линии. Значительная часть материала книги мемуаров Н. Арской «Родные лица» посвящена ему. Также является прототипом  папы Алеши в повести Арской «Тайна одного сундука» (повесть не является его биографией).

Павел Арский Родился 26 октября (7 ноября по новому стилю) 1886 года в деревне Королево Юхновского уезда Смоленской губернии. Его настоящая фамилия была Афанасьев. Арский —  литературный псевдоним, который со временем стал фамилией. Отец Павла был крепостным графов Бутурлиных, имел профессию строителя, мать служила у них же по найму. У него было два брата Илья и Михаил, а также сестра Татьяна. В советские годы Илья также стал драматургом и взял псевдоним Горев. Ряд пьес он написал в  соавторстве с Павлом Арским.

Когда Павлу было десять лет, семья переехала в Полтаву, где отец нашел себе постоянную работу. Отец был простым рабочим, но умел читать и писать. И обучал этому своих детей. Освоив азбуку, Павел, как он потом вспоминал, «страстно предался чтению». Главным образом стихам и беллетристике. Любимыми авторами были Гейне, Гете, Шиллер, Байрон, Шекспир и др. Из отечественных – Пушкин и Лермонтов. Он и сам начал рано писать стихи и прозу.

Дальнейшее свое обучение Павел продолжил в церковно-приходской школе.

Арский рано начал работать. В разное время он трудился рассыльным, юнгой на корабле, был каменщиком, плотником, грузчиком, актером и т.д

Еще работая на корабле в Севастополе, он увлекся революционными идеями и вел агитацию среди матросов, распространял политическую литературу.

В 1904 году Павла Арского призывают служить в Черноморский флот. Он служит матросом на корабле «Сестрица» и продолжает вести  пропагандистскую работу. За это он был арестован и приговорен к нескольким годам тюрьмы. Но Арскому удается бежать к родным в Полтаву. Там он участвует в выступлениях рабочих и попадает уже в полтавскую тюрьму. В ней он пишет свое знаменитое стихотворение «Красное знамя», со строками: «Царь испугался издал манифест: «Мертвым свобода! Живых под арест!»». В последствии эти строки стали очень популярными.

Пробыл он в тюрьме не долго. Его отпустили за «отсутствием состава преступления». В России уже идет первая русская революция. Арский едет в Москву, чтобы участвовать в декабрьском вооруженном восстании. После этого появляется цикл его стихов, посвященный борьбе на баррикадах Красной Пресни.

В 1908 году за участие в революционных действиях его арестовывают и ссылают в поселок Арск под Казанью. В 1909 он бежит оттуда на Украину и скрывается от полиции в провинциальных актерских труппах.

К началу первой мировой войны Арский уже профессиональный актер, женат, имеет некий вес в литературно- театральной среде. Но война рушит всю эту мирную жизнь. Его мобилизуют  в Павловский полк. Там он опять начинает вести агитационно -пропагандистскую работу. Доставляет в казарму большевистскую литературу. Он твердо убежден, что надо свергнуть самодержавие и прекратить войну с Германией.  За это он был направлен в составе маршевой роты на передовую, где был тяжело ранен. После выздоровления, его направили в запасной батальон Павловского полка.

Арский и его друзья организуют в полку «группу активного действия», которая сыграла большую роль в Февральской революции, а затем в октябре 1917 года.  В феврале рота, в которой служил Павел заступилась за митингующих женщин и разогнала полицию и казаков. Их арестовали и посадили в тюрьму. Павловцам грозила смертная казнь. Но в городе вспыхнуло восстание и их освободили.

В России происходит буржуазная революция. К власти приходит Временное правительство. Арский был участником всех политических демонстраций и выступлений Павловского полка против него. Его снова арестовывают, сажают в знаменитую Петропавловскую крепость и ему снова грозит смертная казнь. Однако из-за массовых выступлений в городе правительство вынуждено было его отпустить. В это время Арский написал свое знаменитое стихотворение «Солдатская баллада». Это стихотворение заинтересовало В.И. Ленина. Он долго беседовал с автором. Позже стихотворение было опубликовано в газете «Правда».

Павел Арский принял активное участие в октябрьских событиях 1917 года, а в ночь с 25 на 26 октября вместе со своим полком участвовал в штурме Зимнего дворца. Все это нашло отражение в его книге «В огне революции».

После революции Арский ведет активную творческую и общественную жизнь в Петрограде. Печатается в большевистских газетах «Псковский Набат» и «Правда». Занимает руководящие посты в петроградском Пролеткульте, разных культурно-просветительских организациях города, вступает в ряды РКП(б).

В Пролеткульте, организации несущей в массы новую пролетарскую культуру взамен буржуазной,  Арский работал сразу в двух отделах — литературном  (Лито) и театральном (Тео). В Лито он  был еще заведующим литературной студией. Позже он возглавил Тео. 

Проработав какое-то время в украинских театрах, в 1912 году Павел Арский приезжает покорять  Петербург. Работает в петербургских театрах миниатюр и оперетты,  ставит в них свои   пьесы ( в некоторых сам играл и пел), публикует водевили и скетчи в журнале «Театральные новинки», печатает в разных изданиях лирические стихи.

В литературном отделе Арский много времени посвящал работе с начинающими талантами, для которых устраивались лекции с известными писателями и поэтами, преподавателями петербургского университета и литературных институтов. Также в  Лито устраивались  диспуты и литературные «суды», разбирались новые стихи. Литературные вечера проводились даже дома у Арского на Итальянской улице.    А еще пролеткультовцы считали своим долгом бороться с идейными противниками и  представителями других литературных группировок.  Какие-то фрагменты всей этой большой работы описаны в повести Н. Арской «Тайна одного сундука».

В 1919 году выходит первая книга стихов Павла Арского «Песни борьбы», которая потом неоднократно переиздавалась. Его стихи и рассказы печатаются по всей стране в разных сборниках. Некоторые произведения привлекают режиссеров для постановки инсценировок. В то же время он много занимается редакторской и журналистской деятельностью, особенно в журнале «Грядущее», печатается в газете «Правда», работает с молодыми авторами.  

Позже Арскому приходится все больше внимания уделять театральному отделу Пролеткульта, в связи с чем он вновь возвращается к драматургии. Уже осенью 1919 года студийцы представили две его пьесы: «За Красные Советы» и «Красные зори». С ними они выступали в рабочих клубах и выезжали на фронт. Его вдохновляющие стихи печатались в патриотических  листовках для солдат

Надо отметить тот факт, что впоследствии ряд критиков указывал на значение пьес Арского в развитии советской драматургии.

После окончания деятельности Пролеткульта, Арский вступил во Всесоюзную ассоциацию пролетарских писателей ВАПП, продолжавшую его цели и задачи. Впоследствии он состоял во Всесоюзном объединение пролетарских писателей ВОАПП и   Российской ассоциации пролетарских писателей РАПП.

После образования Союза советских писателей в середине тридцатых годов, вся его дальнейшая жизнь и творчество были связаны с этой организацией.

Однажды на  прослушивании молодых талантов для поступления в театральную студию, Павел познакомился с мечтающей стать актрисой театра молодой девушкой Анной Фединой. Через какое-то время они поженились. Анна Михайловна Федина ставшая второй женой поэта, была из необычной семьи. Ее отец служил казначеем при князьях рода Романовых Константине Константиновиче (К.Р.) и Елизаветы Маврикиевны. Таким союзом Павел очень рисковал. Но не отступился. В браке у них родился сын Александр (отец Н. Арской, погиб на фронте в 1942 году).

В 1931 году семья перезжает в Москву, где Арский получает квартиру в так называемом «писательском доме» на проезде Художественного театра. В этом доме проживали более 40 писательских семей. Здесь в разное время жили  Михаил Светлов, Николай Асеев, Михаил Голодный, Лидия Сейфуллина, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий и др. Воспоминания о жизни в этом доме и его обитателях есть в книге Н.Арской «Родные лица», а так же в подготовленном и изданным ею «Дневнике» ее мамы Елены Доленко.

Когда началась Великая Отечественная война, Павел Арский неоднократно просил взять его в армию, ссылаясь на свой военный опыт, но получал отказ из-за возраста. После эвакуации из Москвы, он жил сначала в Чистополе, затем в Казани. Там формировались воинские части, было много госпиталей. Арский активно выступает с лекциями и стихами, выезжает в колхозы, делает передачи на местном радио. На его стихи пишутся песни, которые исполняются в воинских частях.

В Чистополе он принял участие в конкурсе на гимн Советского Союза, послав  сразу два варианта.

После войны  Арский работал в разных секциях Союза Писателей.

Павел Арский умер 20 апреля 1967 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.  Сегодня его помнят в основном по стихотворению «В парке Чаир», на которую композитор Константин Листов написал популярную, особенно в 30-годы, песню.

В разные годы были выпущены произведения Павла Арского: сборник стихов «Песни борьбы» (1919), драматический этюд «За Красные советы» (1920), книги рассказов «Метла революции»  и «Кровь рабочего» (1922), трагедия «Голгофа» из эпохи Парижской Коммуны (1924), сборник стихов «Серп и молот (1925), сборник стихов «Даешь кооперацию» (1925), комедия «Мокрое дело»(1927), роман «Человек у конвейера» (1929), пьеса  «Атаман Булак-Балахович» (1929),  сборник стихов «Годы грозовые» (1958)  и др.

В 1956 году Арский был Награжден Орденом Трудового красного знамени.